rus / eng

Сми о нас

Вернуться к разделу

Цифровизация сервиса вагонов: революционные проекты ТМХ

Цифровизация сервиса вагонов: революционные проекты ТМХ
27.04.2020

Начиная с 2014 года ТМХ поставляет новые вагоны в метро Москвы по контрактам жизненного цикла, а значит, несет все затраты по их сервисному обслуживанию, осмотрам и ремонтам. Шесть лет назад переход на такое взаимодействие стал настоящей революцией и для московского метро, и для российского транспорта в целом. Специалисты входящей в ТМХ компании «Метровагонмаш-Сервис» неустанно работают над снижением затрат на обслуживание вагонов столичной подземки при сохранении высочайшего качества. Сейчас компания находится на пороге новой — теперь уже цифровой — революции.

С борта на экран

«Метровагонмаш-Сервис» реализует сейчас три пилотных проекта по цифровизации сервиса вагонов метро. Один из них — передача данных с борта подвижного состава и их анализ с помощью искусственного интеллекта. Проект реализован в депо Новогиреево: необходимым оборудованием в 2019 году оснащены 248 вагонов, работающих на Калининской линии московской подземки.

«Мы уже давно обеспечивали 100% автоматического считывания всех параметров работы подвижного состава, а их по каждому составу около 4000! Развитие технологии упиралось в то, что человек не способен оперативно обрабатывать такой массив информации. С появлением искусственного интеллекта все изменилось. Компьютер может не только отследить, но и проанализировать состояние каждого вагона и указать на необходимость внепланового осмотра или ремонта», — рассказывает исполнительный директор «Метровагонмаш-Сервиса» Александр Никитенко.

Пилотный проект настолько успешно зарекомендовал себя, что руководство холдинга приняло решение в 2020 году полностью оборудовать для передачи данных все вагоны 760-й серии. Кроме того, в этом году к системе подключат 1064 «Русича» и «номерных» с оставшимся сроком службы более 15 лет.

Для подключения их к системе потребуется дооборудование, а именно установка дополнительного компьютера, который примет всю информацию с черного ящика и посредством Wi-Fi передаст ее по трем направлениям: в единый диспетчерский центр, Московскому метрополитену и на обработку искусственным интеллектом в ИТ-компанию, партнера проекта. Срок окупаемости необходимых затрат — до 5 лет.

«Этот продукт можно реализовать в любом метрополитене на любых вагонах, если будет желание руководителей метрополитенов в других городах. Со своей стороны, мы не видим препятствий для расширения этой программы», — подчеркнул Александр Никитенко.

Поезд на ладони

Рабочее место ведущего инженера группы технической поддержки эксплуатации «Метровагонмаш-Сервиса» Александра Беляева расположено в едином диспетчерском центре Московского метрополитена, который осенью 2019 года переехал в бывший кинотеатр «Ереван». В большом современном зале, напоминающем центр управления космическими полетами, плечом к плечу с сотрудниками метрополитена специалист наблюдает за состоянием подвижного состава производства ТМХ. Если он видит предотказное состояние техники, то, не дожидаясь поломки, ставит в известность руководство. Так и работает пилотный проект «Передача данных с борта подвижного состава» на практике.

«Раньше, если происходил отказ какой-либо системы вагона, это было сложно предсказать и проверить. Состав могли снять с линии, ориентируясь на субъективную оценку машиниста — например, он мог решить, что какая-то лампочка мигает из-за неисправности. Теперь я смотрю на показатели поезда в режиме реального времени и могу решить, снимать ли состав с линии по заявке машиниста, позволить ли ему ездить до планового отстоя или выставить на конечную станцию резервный состав и заменить его там», — поясняет Александр Беляев.

Во время разговора на мониторе перед ним постоянно меняются параметры поезда, едущего с пассажирами от «Площади Ильича» к «Марксистской»: наглядно видно местоположение состава, скорость его движения, закрыты или открыты двери, какие сигналы горят в кабине машиниста и в салонах. Александр Беляев может навести курсор на любой из 31 поезда, подключенного к системе, и проверить, все ли с ним в порядке.

Развитие этой системы поможет ТМХ свести к минимуму потери, ведь согласно контракту, за каждый отмененный сверх норматива поезд холдинг выплачивает транспортному предприятию 500 тысяч рублей! А самое главное, использование искусственного интеллекта позволит неукоснительно соблюдать график движения поездов и высокое качество обслуживания, уверен Александр Беляев.

Маленький гаджет — большая польза

Суть второго цифрового пилотного проекта заключается в оснащении осмотрщиков вагонов метро специальными гаджетами. Дело в том, что для обеспечения высокого качества обслуживания и безопасности в метро специалисты «Метровагонмаш-Сервиса» проверяют каждый вагон раз в 24 часа! В каждом депо работают от 15 до 30 специалистов компании — в зависимости от обслуживаемого парка подвижного состава. Норматив осмотра для бригады из трех человек составляет 8 минут на один вагон.

Каждый осмотр стоит недорого, но из-за огромного объема работы набегает внушительная сумма: по совокупности ЭО (эксплуатационное обслуживание) становится самым дорогим для ТМХ видом работ. При этом сократить количество процедур нельзя — речь идет о безопасности пассажиров и соблюдении интервалов движения в одном из самых загруженных метрополитенов мира. На помощь приходят новые технологии.

Специально для ТМХ разработан оригинальный прибор, внешне напоминающий фонарик. С его помощью обнаруженные в ходе ежедневного осмотра неполадки фиксируются в электронном виде, исключается человеческий фактор и упрощается процесс обследования, а главное — создается неопровержимая доказательная база на случай нештатной ситуации.

Информация с «фонарика», собранная в ходе осмотра, передается на компьютер по Wi-Fi, автоматически заносится в электронный паспорт и хранится на сервере на всем протяжении срока эксплуатации вагона.

В перспективе «фонарик» будет подключен к централизованной корпоративной системе, поэтому с его помощью можно не только доказать, что осмотр был проведен качественно и в срок, но и сформировать заказ на ремонт или закупку запчастей, отправить голосовое сообщение или позвонить мастеру для консультации по спорному вопросу.

В рамках пилотного проекта для депо Солнцево закуплено 25 «фонариков», мобильное приложение для гаджета в стадии бета-тестирования. Разработчики находятся в постоянном контакте с сотрудниками депо и гаджет сейчас дорабатывается в соответствии с предложениями работников. В частности, на него уже пообещали поставить датчик для снятия показаний тепловых узлов, что сократит временные затраты на осмотр.

После успешной апробации проекта в течение нескольких лет «фонарики» планируется внедрить во всех депо, а также распространить на другие виды ремонта помимо ЭО и на другие компании, где есть широкое поле для их применения, например, на «ЛокоТех», который отвечает за техническое состояние большей части локомотивного парка ОАО «РЖД».

«Фонарик» — друг человека

Всего на Солнцевской линии работают 49 составов, 43 из которых постоянно находятся на линии, шесть — в резерве. Чтобы проверить каждый поезд раз в 24 часа, как того требуют нормативы, осмотрщики в депо работают сменами круглосуточно, без праздников и выходных. Осмотр каждого поезда занимает 1,5–2 часа.

Мастер ПТО Сергей Бесков рассказал, что осмотрщики не чинят вагоны самостоятельно, а передают информацию комплексным бригадам, которые и устраняют неполадки, а затем проверяют их работу. Такая система разработана специально, чтобы у сотрудников не возникало искушения скрыть какую-нибудь неполадку из-за нежелания ее устранять.

Новый гаджет, который приехал в депо в январе, очень удобное приспособление, единогласно утверждают Евгений Бирюков, Сергей Бесков и старший мастер Сергей Кузнецов, который отвечает за качество и дневного, и ночного осмотра.

«Фонарик» позволяет принимать решения более оперативно. Иногда осмотрщику нужно проконсультироваться по той или иной особенности вагона, а мастера или вышестоящего руководства нет на месте. Иногда руководителям приходилось ехать из дома, чтобы осмотреть вагон самим, а теперь они могут сделать это онлайн: и по фото, и по видео, и с осмотрщиком поговорить, попросить его изменить угол обзора», — рассказывает Сергей Кузнецов.

Начальник сервисного центра «Солнцево» Сергей Творогов в свою очередь отметил, что, если осмотрщик знает, что все его действия записываются на видео, он более ответственно относится к своим обязанностям. «Бывает так: человек поезд осмотрел, ушел от него и думает: «Точно ли я осмотрел тот или иной узел? Не ошибся ли в выводе?» Он может посмотреть еще раз на фото, удостовериться. Любой руководитель, мастер может проверить подчиненных — это повышает сознательность сотрудников», — уверен Сергей Творогов.

Энциклопедия хозяйственной жизни

Третий пилотный проект на базе цифровых технологий, внедряемый в «Метровагонмаш-Сервисе», — Единая центральная платформа на базе ERP. По словам начальника IT-отдела компании Александра Грязнова, это централизованная корпоративная система, внедренная на четырех предприятиях с 1 января 2020 года. В пилотном проекте участвуют «Метровагонмаш-Сервис», «Метровагонмаш», «Локотех-Сервис» и Демиховский машиностроительный завод. В течение ближайших лет единая система должна охватить все предприятия и организации, которые находятся в периметре Трансмашхолдинга.

По сути, ERP — это всеобъемлющая база информации всей общехозяйственной деятельности, содержащая отчетность по финансам, бухгалтерии, сведения о движении материальных ценностей и остатков на складах, позволяющая формировать заявки на заказ на следующий год, доказательную базу осмотров в хронологическом порядке, вести учет персонала и рабочего времени.

Реализация проекта позволит автоматизировать бухгалтерский и оперативный учет, а также хранить доказательную базу — те самые данные с «фонариков», которые собираются осмотрщиками. Система обрабатывает информацию и может выдавать промежуточные решения.

«Сейчас на предприятиях холдинга действует несколько разных систем — обслуживания и ремонта, бухгалтерии и т. д. Они работают на разных платформах, в разной среде. Теперь все будет находиться в одном месте и в интегрированном виде. Это позволит гораздо эффективнее управлять процессами, организовать единый подход ко всем предприятиям ТМХ, упростить аналитику, сэкономить на лицензировании», — перечисляет Александр Грязнов.

Использование единой системы ведет к общему повышению качества управления, так как рабочие процессы отражаются не в трех системах, а в одной; это позволяет качественно повысить удобство администрирования и управления.

Сейчас в системе на «Метровагонмаш-Сервисе» работает около 100 человек, в перспективе планируется подключить около 300 рабочих мест.

Источник: Управление производством